В 2016 году Юрий Смекалов реализовал важный и долго вынашиваемый в Мариинском театре проект – возвращение на сцену балета Рейнгольда Глиэра «Медный всадник». В постановке Ростислава Захарова 1949 года этот спектакль был некогда очень любим публикой, но больше тридцати лет не исполнялся на ленинградской сцене. В новой версии было решено не повторять знаменитую постановку, а преобразить ее, адаптировать к современности – технике сегодняшних артистов и новейшим возможностям сцены. Юрий Смекалов сохранил хореографическую конструкцию спектакля Ростислава Захарова, а танцевальную скромность того драмбалетного действа довел до соответствия интересам современных исполнителей и привычкам нынешних зрителей — прыжков и пируэтов в тексте стало больше.
К масштабной работе по восстановлению хореографии Смекалов привлек исполнителей, когда-то блиставших в «Медном всаднике». Его задачей было собрать воедино материал, показанный артистами старшего поколения, восполнить лакуны и дополнить танцами сцены существовавшего балета. От декорационного решения советских лет отказались, для перенесения зрителей в пушкинскую эпоху художник Андрей Севбо придумал абсолютно новое убранство сцены, использовав в сценографии возможности компьютерной графики. Премьера постановки Юрия Смекалова стала центральным событием балетного сезона в Мариинском театре. В работе над спектаклем была задействована практически вся труппа, главные партии готовили три состава исполнителей. Успех Виктории Терёшкиной в образе Параши и Александра Сергеева в роли Евгения был отмечен номинациями на Высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой софит». Премьерой «Медного всадника» открылся ежегодный международный фестиваль балета «Мариинский».